Назад


ШАВУОТ – ВЫСШАЯ ЦЕЛЬ ОСВОБОЖДЕНИЯ

 

 

В начале июня еврейский народ отмечает праздник Шавуот.  В этот день сыны Израиля получили от Всевышнего Тору (Закон) и Десять заповедей.  Праздник дарования Торы представляет собой естественное продолжение праздника Песах, говорящего об исходе израильского народа из Египта.  Не случайно Песах приходится на время появления первых злаковых всходов, а Шавуот - на период созревания плодов.

 

Исход - это физическое спасение, избавление от политического гнета.  Это молодой росток, который еще не раскрыл свои потенциалы.  Но дарование Торы – как созревший плод, является целью, ради достижения которой было предпринято немало усилий.  А вместе с пониманием значения освобождения приходит и понимание всей истории, которая к нему привела - во имя чего были перенесены страдания и испытания, предшествовавшие избавлению от рабства, во имя чего был пройден тяжелый путь по пустыне.

 

Шавуот выражает глубокую идею о том, что физическое освобождение от рабства и даже завоевание политической свободы не имеют особого значения до тех пор, пока не достигнута свобода духовная, основанная на признании единственной власти - власти Всевышнего и Его заветов.

 

В обретении сынами и дочерьми Израиля полной и подлинной свободы - свободы «для», а не «от», свободы не от одного лишь материального и физического, порабощения, но ради высокого смысла, одухотворенности и святости, заключается высшее предназначение дарования народу Торы.

 

Дарование Торы само по себе стало величайшим раскрытием Творца.  Тора – дар особый.  И личностный, и национальный, и всечеловеческий.  Дар в пустыне: уже не рабам, еще не свободным, дар осознания человеком, народом, человечеством подлинной свободы.

 

Тора рассказывает нам, кто мы такие и учит нас, как мы должны жить.  Это Откровение раскрывает Божественные определения жизни, которыми должны руководствоваться люди, если они надеются выйти за границы субъективных, придуманных человеком идеалов.  В Десяти Заповедях содержатся основы человеческой морали, без которой не может обойтись ни один человек, ни один народ.  Но Тора не сводится к одним лишь правилам и постулатам.  Это Священное Писание раскрывает природу нашего Создателя, Его непостижимую Личность, Его отношение к Своему Творению.  Благодаря Торе еврейский народ получил возможность посмотреть на мир глазами Всевышнего.

 

Дарование Торы – это символ вечного союза еврейского народа с Богом.  Уникальность Откровения на горе Синай заключается в том, что оно дано не отдельному человеку, а целому народу.  Тора – это истинная мудрость, призванная нести подлинную духовность всему миру.  И носитель этой мудрости – народ Израиля.

 

Тора и народ Израиля – это два неразделимых понятия.  Только Тора может озарить народ Израиля.  Только с помощью народа Израиля в этом мире появляется Тора – великолепное создание Творца.  Бог через избранный Им народ одарил все человечество величайшей драгоценностью – Своим Словом.  Празднуя Шавуот, мы в сущности радуемся союзу Бога и человека.

 

Тора – это эстафета, полученная еврейским народом из Первых Рук и передаваемая дальше.  Тора – это награда, за которую была заплачена огромная цена, это серебро, семь раз переплавленное в горниле страданий и слез.  Тора – это своеобразная инструкция по эксплуатации нашей жизни, которая должна быть нами изучаема.

 

Как-то один человек спросил знаменитого раби: «Почему мы называем Шавуот праздником дарования Торы, а не праздником получения Торы?»  Потому, - ответил раби, - что Тора была дарована нам в Шавуот, но получать ее мы должны всегда, в любой день нашей жизни».  Принятие Торы – это вечный процесс, не ограниченный ни временем, ни пространством.

 

Празднуя Шавуот, мы провозглашаем торжество небесного над земным, вечного над приходящим, одухотворенного над суетным.

 

 

Подготовила Елена Шафир

Назад

Hosted by uCoz